Лето – не повод для
безделья. Это свободное время, которое можно использовать с пользой. Кто-то
путешествует, открывая для себя мир. Кто-то совершенствует навык общения,
развивает способности, получает новые знания и делает открытия. В загородных
лагерях области создаются для этого профильные смены. ДОЛ «ЛУЧ» первую смену посвятил компьютерному
творчеству.
В образовательную
программу входили мультстудия, медиахолдинг, робототехника и цифровая лаборатория.
Программа строилась таким образом, чтобы сначала дать детям общее представление
о студиях, а потом предложить им самим
выбрать занятие по интересам и самостоятельно разрабатывать выбранное
направление на протяжении всей смены.
Так, в медиахолдинге разрабатывались проекты
телевидения, радиостудии и журналистики. На первом занятии были выбраны формы и
поставлены цели проектов. На этапе самоопределения взрослые выступали в роли консультантов, не навязывая задачи, а
лишь помогая проанализировать самостоятельную работу групп. Каждая группа в
деятельности решала личностно значимую проблему. И результатом проектов
становилось дело. Телевизионщики разрабатывали проект «Добрые дела», брали
интервью у вожатых и воспитателей, снимали сюжеты о повседневной помощи младшим
отрядами, сами активно включались в шефскую работу. Даша Цепляева и Юля Братухина ежедневно заплетали косички малышам,
готовили подарки именинникам. Даша Семенюк и Маша Коршунова проводили в младших
отрядах мастер-классы и подвижные игры. Малыши радовались приходу девочек. Проект радиостудии решал проблему сотовой
связи в лагере. Данил Рыков и Владик Вылегжанин записывали на диктофон мнения
детей и воспитателей, сравнивали организацию сотовой связи в разных мирах и
предлагали оптимальный вариант решения проблемы.
А на робототехнику с
удовольствием ходили всем миром. Здесь очень помог навык групповой работы на
уроках проектной деятельности. Нас не приходилось учить, как сформировать
группы, распределить обязанности, поставить задачи и проконтролировать
результаты. За одно занятие мы успевали собрать роботов, запрограммировать их,
проверить работу программы и вновь разобрать. Наши роботы умели ходить по
заданному маршруту, поворачиваться и даже говорить.
Особенно интересно было
осваивать цифровой микроскоп. Чего только мы не рассматривали под многократным
увеличением! И зубчатый край осоки, и пыльцу одуванчика, и след от карандаша.
Даже живого комара. Идеи исследования приходили сами собой. Почему осока
режется? Как карандаш оставляет след? Информацию находили в интернете, а
иллюстрировали проект фотографиями с микроскопа. Наши проекты можно увидеть на
сайте «Познание»
Занятия в мультстудии
требовали терпения. Каждый кадр надо срежиссировать, снять на фотокамеру. Из
копилки кадров собрать мультфильм с сюжетом, продуманным заранее. Наложить на
видеоряд музыку, да так, чтобы проявился воспитательный момент сюжета. Навык
работы на компьютере, полученный в школе,
и тут нас выручил. Все мультфильмы демонстрировались на мультфестивале.
Даша Семенюк предложила идею кукольного
мультфильма. А кукол девочки привезли из дома.
Но самым интересным
проектом нашего 3 мира стал фильм «Тихий ДОЛ», получивший на кинофестивале
«Лучкино» гран-при. Каждый мир выбрал жанр фильма. 1 мир снимал ужастик, 4 –
фантастику. А мы сняли боевик. Съемки начались с первого дня заезда в
лагерь. Снимали все: общелагерные и
отрядные дела, игры, свободное время, бытовые дела. Потом выбрали подходящие по
сюжету отрывки и добавили недостающие моменты постановочными съемками, в которых
задействовали даже приехавших навестить нас родителей. Музыку подбирали в
интернете. Наш фильм все лето демонстрировали в начале каждой смены.
Настоящим подарком
стали для лагеря привезенные i-Pad. За одно занятие нам удалось
составить комиксы про лагерную жизнь, увидеть звездное небо над головой днем и
познакомиться с другими возможностями современной техники.
Четко прослеживалась в
смене и воспитательная работа. Это только наш класс приехал уже сложившимся
коллективом. А остальным мирам предстояло сдружиться и научиться сотрудничать
за короткое время. Работа над формированием коллектива миров велась в три
этапа.
Сначала были предложены игры на сотрудничество
в командах и мирах - командообразование.
В игровой форме миры и команды усвоили ценностность каждого для общего
дела. Отстал, зазевался один – не справились все. Не поддержали одного – нет
победы. Поддержка, взаимопомощь, личная ответственность стали результатом
таких игр. Мир становился единым целым.
Теперь надо было
объединить все миры в единое целое - «Луч». Уже сплотившиеся миры на время игры
переформировали в сборные команды, в которых старшие отвечали за младших, и
снова от личного участия каждого зависела победа. Весь лагерь то искал клад, то
ловил «животных», сбежавших из зоопарка, то захватывал стратегические объекты.
И управляли этими масштабными действиями из штаба в режиме он-лайн. Причем в
каждой игре наблюдателями, членами жюри и экспертной комиссии были выбранные
мирами представители. Данил Рыков признан самым ответственным наблюдателем в
игре.
Возможность творческой
самореализации была предоставлена на заключительном этапе смены. Все
мероприятия проводили сами дети. Представители миров получали в штабе консультации,
готовили задания и проводили мероприятия самостоятельно. Отчет представляли в
виде фоторепортажей или фильма. Смена не случайно была объявлена компьютерной.
И хотя компьютеры были только у вожатых, в штабе и в учебных корпусах,
компьютеризация ощущалась всю смену. Для экологического форума «Зеленые ладошки» Ваня
Реутов снимал акцию, которую проводили ребята в 3 мире.
Творчество и
самостоятельность поощрялась необычным способом. За вклад в дела мир получал
баллы, на которые представители миров в конце каждого трио выкупали части
компьютера. Причем представители сами решали, что важнее приобрести сейчас. На
итоговой линейке - инсталляции – карточки
с приобретенными деталями вручались миру. Победивший мир дарил подарок что-то
проигравшему, чтобы помочь малышам. Наш компьютер был собран задолго до конца
смены. По итогам смены 3 мир стал победителем, обогнав старшие миры. В этом нам
помогли инициатива и творчество. Мероприятия, подготовленные нашим миром для
малышей или всего лагеря, получили высокую оценку. Даша Цепляева провела турнир
по живым шашкам, Мальчики организовали первенство по перестрелкам.
А еще нам очень повезло
с вожатыми. Айсина Раифовна научила нас понимать притчи. Максим Андреевич
разучивал с нами бардовские песни. Отрядные огоньки, песни у костра, концерты и
спектакли – казалось, они умеют все. Вот с кем нам не хотелось бы расставаться.
Они были всегда разными - пиратами,
факирами, сказочными героями.
Каждый увез из лагеря
добрые воспоминания, новые знания и грамоты признания заслуг. А еще
удовлетворенность активностью и признанием друзей. |